Воскресенье 24.Нояб.2024

Главная страницаинтернет приемнаяСтруктура сайта

Версия сайта для слабовидящих
ГОСТ Р52872-2012

Официальный интернет-сайт Администрации

Сельского поселения "Село Сикачи-Алян"

PHOTO-2023-06-28-11-37-47

Территориальное общественное самоуправление

Документ создан: 10-Нояб-2016

Что такое ТОС?

ЧТО ТАКОЕ ТОС?

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд. 
ТОС является формой прямого участия населения в осуществле-нии местного самоуправления. 
ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций, а также посредством создания органов ТОС. Граждане, достигшие 16-летнего возраста, могут при-нимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, участвовать в работе собраний и конференций граждан, избирать и быть избранными в органы ТОС.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ТОС?

ТОС является эффективной формой реализации собственных инициатив, направленных на улучшение качества жизни людей на своей территории. 
Если граждане хотят изменить жизнь вокруг себя, реализовать свои проекты и/или привлечь органы местного самоуправления к реа-лизации своих предложений, они могут действовать разными спосо-бами, например, создать некоммерческую организацию или высту-пить с неформализованной инициативой, но одним из самых дейст-венных способов является создание ТОС. 
Почему именно ТОС? Если ваши идеи касаются вашего непо-средственного окружения (места проживания), то есть носят локаль-ный характер и для их воплощения в жизнь вам нужно участие и под-держка других людей (ближних и дальних соседей), а также решение конкретных вопросов с органами власти, то наилучшей формой явля-ется ТОС, так как:
- это установленная законом форма участия населения в осущест-влении местного самоуправления, обязанность по поддержке которой возложена как на органы и должностных лиц местного самоуправле-ния, так и на органы и должностных лиц государства. ТОС сами могут инициировать вопросы о формах и объеме такой поддержки, а органы и должностные лица должны будут рассмотреть данные предложения;
- создание ТОС требует начального согласия ваших соседей (со-седской общины) - не менее трети из жителей соответствующей тер-ритории (достигших 16 летнего возраста) должны поддержать идею создания ТОС в решении учредительного собрания или конференции. Такая даже пассивная вовлеченность в деятельность ТОС дает осно-вание обращаться к жителям за поддержкой в реализации конкретных инициатив и право выступать от их имени при взаимодействии с ор-ганами власти и с другими организациями и гражданами. Органы ТОС представляют не сами себя, а всех жителей конкретной террито-рии – это очень усиливает их влияние и возможность в выстраивании своей деятельности;
- ТОС вправе участвовать в принятии решений, касающихся как вопросов их территории, так и других вопросов по организации жиз-недеятельности в муниципальном образовании, таким образом, они являются активными участниками местного самоуправления, а их об-ращения и предложения обязательны для рассмотрения органами и должностными лицами местного самоуправления;
- деятельность ТОС ограничивается только территориально (гра-ницами деятельности ТОС), но может быть очень разнообразной по решаемым вопросам, так как инициативы ТОС реализуются по “во-просам местного значения”, т.е. совпадают с содержанием деятельно-сти органов местного самоуправления.

К вопросам местного значения, которые наиболее часто становят-ся предметом деятельности ТОС, относятся:
- обустройство и благоустройство места проживания - создание детских и спортивных площадок, организация мест отдыха, озелене-ние территории;
- создание и содержание инфраструктуры - ремонт дорог, орга-низация водоснабжения, создание физкультурно-оздоровительных комплексов;
- сохранение культурно-исторического наследия своей террито-рии - создание и реконструкция памятников и мемориальных ком-плексов, организация и проведение культурных мероприятий, сорев-нований, организация музейной деятельности;
- экологическая безопасность и охрана окружающей среды - лик-видация несанкционированных свалок, строительство накопителей твердых бытовых отходов (ТБО), организация раздельного сбора му-сора.
Кроме того, ТОС активно занимаются работой с детьми (органи-зация дворовых команд, соседский присмотр за детьми, подростковые клубы и пр.), а также помощью нуждающимся (пожилым и одиноким людям, инвалидам, одиноким матерям и т.д.). 
Еще одной важной возможностью является внесение предложе-ний по развитию своей территории в органы местного самоуправле-ния и разработка проектов развития территории с последующим их включением в различные программы финансирования. Предложения ТОС, направленные в органы местного самоуправления, обязательны для рассмотрения данными органами и должностными лицами.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОС

Существует две организационно-правовые формы создания ТОС: в статусе юридического лица, и без статуса юридического лица. В ос-новном эти две формы отличаются друг от друга количеством воз-можностей по привлечению средств и объемом отчетности за свою деятельность и привлеченные средства.
1. ТОС без образования юридического лица:
Регистрации подлежит только Устав ТОСа в администрации рай-она, города или сельского поселения.
Расчетного счета нет.
Могут получать средства на реализацию проектов через муници-пальные образования.
2. ТОС в качестве юридического лица:
Подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме - некоммерческая организация (НКО).
Наличие расчетного счета в банке.
Возможность осуществления хозяйственной/предпринимательской деятельности, самостоятельно распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами.
Могут получать средства на реализацию проектов из муници-пального, краевого и федерального бюджетов.
Возможность участия в конкурсах и грантах международных фондов и грантодателей.

ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОС

ТОС может быть сформирован и осуществлять свою деятельность на любой части территории поселения: от подъезда многоквартирного жилого дома до всего населенного пункта, не являющегося поселением. Границы для определения территории ТОС устанавливаются представительным органом (совет депутатов поселения, дума) по предложению населения (инициативной группы по созданию ТОС), проживающего на данной территории.
Границы ТОС устанавливаются при соблюдении следующих ус-ловий:
• границы ТОС не могут выходить за границы территории посе-ления или совпадать с ней;
• в границах одной территории не может быть создано более од-ного ТОС; 
• территория, сформированная для деятельности ТОС, не может разрываться (состоять из нескольких частей - неразрывность террито-рии).
Изменение границ территории ТОС может осуществляться в ре-зультате:
• изменения состава территории, на которой осуществляется ТОС;
• объединения двух и более ТОС;
• разделения ТОС.
Вопрос об объединении двух и более ТОС, граничащих между со-бой, решается отдельно на собрании, конференции граждан, каждого из объединяющихся ТОС, по инициативе группы граждан, численно-стью не менее трех человек, проживающих на соответствующей тер-ритории. На этих собраниях, конференциях принимается предложение населения по границам вновь создаваемого ТОС.
Вопрос о разделении ТОС решается также на собрании, конфе-ренции граждан отделяемой территории. На этом собрании, конфе-ренции принимается предложение населения по границам территорий, вновь образуемых ТОС.

СОБРАНИЯ И КОНФЕРЕНЦИИ ТОС

Собрание или конференция является высшим органом ТОС. Соб-рание или конференция проводятся по мере необходимости, но не ре-же одного раза в год. Если численность жителей, достигших 16-летнего возраста, проживающих на данной территории, не превышает 300 человек, то можно проводить собрание граждан, участие в кото-ром должно принять не менее 100 человек (одна треть). Если числен-ность более 300 человек, то лучше проводить конференцию граждан – собрание делегатов. 
Выборы делегатов конференции проходят по месту их жительства на собрании жителей или через заочное голосование (сбор подписей). Норму представительства (от кого числа жителей избирается делегат) на конференцию определяют органы ТОС, исходя из организационной и технической возможности проведения собрания, например, 1 делегат от 10 жителей, что достаточно легко организовать, обратившись к ближайшим соседям. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимает участие не менее трети от числа жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. 
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие делегаты, представляющие не менее трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Представители органов местного самоуправления поселения вправе принимать участие в работе собрания, конференции с правом совещательного голоса.
Собрания и конференции решают основные вопросы в деятельно-сти ТОС:
- установление структуры и выборы органов ТОС;
- принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
- определение основных направлений деятельности органов ТОС;
- утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее ис-полнении;
- рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС. ТОС


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЯ С ОРГАНАМИ ТОС

Органы местного самоуправления поселения оказывают содейст-вие органам ТОС, способствуют выполнению решений собраний и конференций по вопросам, относящимся к реализации полномочий ТОС. 
Органы местного самоуправления способствуют становлению и развитию ТОС, координируют деятельность их органов, оказывают им организационную и методическую помощь.
ТОС могут заключать договоры с органами местного самоуправ-ления по участию в решении вопросов местного значения и/или ис-полнения отдельных полномочий органов местного самоуправления. 
Представители ТОС вправе участвовать в заседаниях органов ме-стного самоуправления, а представители органов местного само-управления поселения вправе участвовать в собраниях и конференци-ях ТОС. 
Органы ТОС могут направлять должностным лицам и органам местного самоуправления свои предложения (включая правотворче-ские), а также иные обращения, которые обязательны для рассмотре-ния советующих органов.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ТОС

Финансовые ресурсы ТОС, зарегистрированного в качестве юри-дического лица, могут состоять из собственных и привлеченных средств, а также из средств, передаваемых ему органами местного са-моуправления.
Источниками финансирования деятельности ТОС являются:
• средства жителей территории, добровольно направляемые ими на деятельность ТОС;
• иные частные пожертвования;
• целевое финансирование муниципального образования (субси-дии, гранты);
• доходы от осуществления хозяйственной деятельности;
• гранты, получаемые по результатам участия в конкурсах, про-водимых государством или благотворительными организациями;
• финансирование из местного бюджета деятельности ТОС по программе поддержки ТОС (если такая программа принята на мест-ном уровне).
ТОС может осуществлять предпринимательскую и иную прино-сящую доход деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан. Это право регламентируется ФЗ-№7 “О не-коммерческих организациях”.

ПРАВА ТОС ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

ТОС, зарегистрированный в качестве юридического лица, имеет право:
• самостоятельно использовать имеющиеся в его распоряжении средства;
• кооперировать на добровольной основе средства физических и юридических лиц для финансирования целевых программ;
• организовывать экономическую деятельность, направленную на достижение уставных целей и удовлетворение социально-экономических потребностей граждан, проживающих на соответст-вующей территории;
• пользоваться имуществом, переданным органам ТОС органами местного самоуправления поселения, на условиях договора безвоз-мездного пользования.

СОБСТВЕННОСТЬ ТОС

В собственности ТОС, прошедшего государственную регистра-цию в качестве юридического лица, могут находиться кооперирован-ные денежные средства физических и юридических лиц, иные средст-ва, полученные из законных источников, а также построенные на эти средства сооружения – детские дворовые, спортивные площадки, жи-лые и нежилые помещения, транспорт, оборудование и инвентарь, другое имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, в том числе переданные органами местного самоуправле-ния поселения на основе правового акта, необходимые для матери-ального обеспечения деятельности ТОС.

Разработчики методических материалов

Некоммерческое партнерство "Дальневосточный центр
социальных инноваций"

Научный руководитель – Веприкова Елена Борисовна

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
тел. 8 (4212) 77-99-82

Управление реализации общественных проектов Губернатора и Правительства края

Начальник управления – Митрофанов Денис Викторович,

Начальник отдела информационно-методической работы –
Татарчук Ольга Николаевна

г. Хабаровск, ул. Московская, д. 6 А
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
тел. 8 (4212) 30-16-28, 35-20-37