Четверг 21.Нояб.2024

Главная страницаинтернет приемнаяСтруктура сайта

Версия сайта для слабовидящих
ГОСТ Р52872-2012

Официальный интернет-сайт Администрации

Сельского поселения "Село Сикачи-Алян"

PHOTO-2023-06-28-11-37-47

Историческая справка

Село Сикачи-Алян Хабаровского муниципального района Хабаровского края – место компактного проживания коренных малочисленных народов Севера – нанайцев, один из центров туризма в крае. Расположено в 75 км от города Хабаровска и в 15 км от Петропавловского озера ниже по течению Амура, на его правом берегу. До 1935 года Сакачи-Алян и ранее – Сахачи-Аля (1908 г. Записки царского надворного советника П. Архангельского «Отчёт о поездке вниз по Амуру»). Орган местного самоуправления - сельский Совет приблизительно образован с 1925 по 1927 гг.

В 1855 г. российский естествоиспытатель Р.К. Маак описал село и представил его как Галбун. Другие варианты – Гольбу, Голбо. В 1890 г. в селении Гольбу было 6 юрт, в которых проживали 30 душ мужского пола и 34 души женского пола. По данным Первой всероссийской переписи населения в 1897 г. здесь было 8 хозяйств, объединявших 20 душ мужского пола и 22 души женского пола.

В 1905 г. миссионеры, посетившие это стойбище, описали его как Сакачи-Алян. В нём было 25 фанз, в которых жили 300 чел. Среди жителей Сакачи-Аляна были представители родов Актанка, Перменка, Онинка, Пассар. В начале XX в. сакачи-алянские нанайцы вязали на заказ сети, изготавливали лодки, выделывали кожи и звериные шкуры. И.А. Лопатин, русский исследователь, к своему огромному изумлению обнаружил у жителей стойбища визитки многих известных учёных. Так, у Гаврилы Актанка хранились визитки Лауфера, Штернберга и других. Действительно, в Сакачи-Аляне в разное время побывали Р.К. Маак (1859 г.), американский антрополог Б. Лауфер (1895 г.), В.К. Арсеньев (1908, 1919 гг.), Л.Я. Штернберг (1910 г.), польский антрополог Ю. Понятовский (1914 г.), японский учёный Р. Тории (1919 г.), Н.Г. Харламов (1930-е гг.), А.П. Окладников (1935, 1953, 1970 гг.), Ю.А. Сем и др.

А Б. Лауфер даже попытался вывезти в Американский музей естественной истории в г. Нью-Йорк некоторые наскальные рисунки, но не смог. Негативная память об этом учёном сохранялась в Сакачи-Аляне до 1930-х годов.

В 1924 г. в Сакачи-Аляне был организован промысловый кооператив. В 1928 г. рыболовные участки и временные летние стойбища сакачи-алянцев располагались на правом берегу Амура в 1,7 км ниже селения; на левом берегу Амура в 0,6 км ниже устья Дабандинской протоки; на левом берегу Амура у Калистратовой протоки.

В июне 1925 г (с 15-19.06) в Хабаровске состоялся Первый туземный съезд Дальневосточной области. В его работе приняли участие два жителя Сакачи-Аляна: Михаил Актанка и Яков Актанка (Бельдай). Сакачи-Алянские делегаты приехали на съезд с задачей добиться открытия в селе школы. Делегаты от Сакачи-Аляна были активными участниками съезда. Они часто выступали в прениях, в т.ч. по проблемам судопроизводства, здравоохранения, кооперации коренных народов юга ДВ России.

В конце 1920-х годов жители Сакачи-Аляна имели традиционный хозяйственный уклад: они рыбачили и охотились. Некоторые из них освоили азы огородничества и выращивали кукурузу, картофель, капусту, огурцы. Медпункт находился в соседней деревне – в 5 верстах от Сакачи-Аляна. Клуб существовал с 1932 г., размещался в доме, построенном Гаврилой Актанка для дочерей и национализированном Советской властью. В 1935 г. было построено новое «за счёт местного населения» помещение. Клуб вмещал 150 чел. стоял на берегу Амура. В этом же году сикачи-алянцы взялись за строительство медпункта. С 1904 г. в переписи упоминается работа миссионерской церковно-приходской школы. В 1909 г. учителем Сакачи-Алянской миссионерской школы был А. Алферов.

В 1913 г. Сакачи-Алян посетил И.А. Лопатин. В селении были 22 жилые фанзы. Как написал исследователь, «мы ещё ни разу не видели такого большого стойбища».

Наряду с зимними жилищами, он увидел в Сакачи-Аляне летники, которые или стояли около зимников, или «совершенно в особом месте далеко от фанзы». Нанайцы жили в них с весны до глубокой осени, что, по мнению учёного, было скорее вековой привычкой, чем необходимостью. Временные летние жилища полушаровидной формы (хомараны) изготавливались из тальника толщиной не менее 1 вершка. Сверху покрыто берестой. Посередине очаг. Земляные полы застланы циновками. И.А. Лопатин считал, что «аборигенная культура проиграла природе: «Эти фанзы не осилили леса, не изменили дикой природы», не понимая глубинной сущности традиционного нанайского общества – жизнь в гармонии с природой. И.А. Лопатин отметил немалое количество зажиточных и даже богатых нанайцев в стойбище. Бывал он и на камланиях. Описал камлание местной шаманки.

Знаменитые мастерицы Сакачи-Аляна – Муна Актанка, Майла Актанка (по мужу Оненко). В 1937 г. искусство Майлы Актанка было удостоено Гран-При на Всемирной выставке в Париже. Работы Муны и Майлы Актанка хранятся в фондах Дальневосточного художественного музея.

В 1935 г. в Сикачи-Аляне началась электрофикация. В начале 1930-х гг. в с. Сикачи-Алян организован колхоз «Красный путь». Основными видами деятельности в нём были рыболовство, сельское хозяйство и на экспериментальном уровне – звероводство. На звероферме пытались выращивать нанайских лаек по инициативе Дальзаготпушнины. В 1943 г. колхоз «Красный путь» переименован в колхоз им. Максима Пассара. В колхозе были рыббаза, где коптили рыбу, коровник, конюшня, звероферма, пасека. В 1959 г. Сикачи-Алянский сельский Совет объединили с Вятским сельским Советом с центром в с. Сикачи-Алян и наименовали Сикачи-Алянским сельским Советом депутатов трудящихся. В 1960 г. 3 марта Нанайский райисполком объединил колхозы «Красный маяк» с Елабуга, «Красная заря» с. Сарапульское, «Краснофлотец» с. Вятское и им. М.Пассара с. Сикачи-Алян. В Сикачи-Аляне было создано отделение колхоза. Ферму, пасеку перевели в Елабугу. В 1962 г. центр Сикачи-Алянского сельского Совета был перенесён в с. Малышево, он стал именоваться Малышевским сельским Советом депутатов трудящихся, а село Сикачи-Алян вошло в состав Хабаровского района Хабаровского края.

С 1967 по 1990 годы в Сикачи-Аляне работала мастерская по пошиву национальных тапочек Хабаровского творческого объединения народных художественных промыслов и сувениров «Амурские узоры». В ней работали почти все женщины и несколько мужчин села. В 1990 году возрожден орган местного самоуправления сельский Совет депутатов трудящихся. Сегодня в селе имеются школа, детский сад, Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, частный магазин, три музея – сельский «Мир Сикачи-Аляна», филиал ХККМ им. Н.И. Гродекова, Эколого-туристический комплекс «Вэлком»; имеются фольклорные коллективы «Биалтан» «Лунный свет», «Айсима» «Золотые»; две общины – ТСО КМНС «Нани» и СРО «Сородичи», основной деятельностью которых является традиционное рыболовство.
Здесь живёт и творит известный в крае художник Лиханов Илья Дмитриевич. До войны в Сакачи-Аляне жил с родителями герой Советского Союза Максим Пассар. Жители села по-прежнему ведут традиционный образ жизни: занимаются рыболовством, охотой, выращивают овощи.

На территории сельского поселения «Село Сикачи-Алян» расположен объект культурного наследия «Петроглифы Сикачи-Аляна» федерального значения. Представляет собой каменные валуны с нанесёнными на них рисунками, разнообразными по форме, содержанию и размерам, датируемыми от 12 до 1 тысячелетия до н.э. В составе ОКН имеется каменная фигура «Дёло Мама» - «Каменная старуха». ОКН «Петроглифы Сикачи-Аляна» является объектом культового поклонения коренных малочисленных народов Севера – нанайцев, которые отождествляют этот объект с собой, со своей традиционной культурой. Первый российский исследователь ОКН А.П. Окладников утверждал, что современные нанайцы являются прямыми потомками тех, кто жил и творил в те древние времена. К такому выводы его привело комплексное исследование этого объекта с учётом наук этнографии, культурологи, истории, антропологии, археологии.

В связи с популяризацией ОКН с начала 2000-х годов в село хлынул поток туристов. Жители села стали приспосабливаться к современным условиям, предоставляя экскурсионные услуги, изготовляя сувенирную продукцию на продажу. По состоянию на 2014 год численность населения составляет 357 человек, из них нанайцев - 271 чел.