Пятница 22.Нояб.2024

Главная страницаинтернет приемнаяСтруктура сайта

Версия сайта для слабовидящих
ГОСТ Р52872-2012

Официальный интернет-сайт Администрации

Сельского поселения "Село Сикачи-Алян"

PHOTO-2023-06-28-11-37-47

Прокуратура разъясняет

Документ создан: 05-Авг-2019

О результатах работы по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Хабаровского муниципального района и их проектов

Надзорная деятельность прокуратуры Хабаровского района по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления Хабаровского муниципального района и их проектов организована и проводится в установленном федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации» и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» порядке.
Также прокуратура руководствуется в своей работе приказом № 400 Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».
В части 2 статьи 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлен перечень нормативных правовых актов, в отношении которых проводится антикоррупционная экспертиза прокуратурой.
Фактически указанный перечень нормативных правовых актов, в отношении которых проводится антикоррупционная экспертиза, неограничен и в него входят все нормативные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления, поскольку они в той или иной степени затрагивают права, свободы и обязанности граждан, либо регулируют деятельность различных организаций и затрагивают их интересы, либо связаны с работой органов государственной власти и местного самоуправления в различных сферах общественных отношений.
Существует 2 формы мер прокурорского реагирования на коррупциогенные факторы в муниципальных нормативных правовых актах это:
- принесение протеста, в случае если в акте имеются помимо коррупциогенных факторов и нарушения законодательства,
- а также внесение требования об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов, при отсутствии в акте иных нарушений законодательства.
Как показывает практика, основной формой принятия мер реагирования на муниципальные нормативные правовые акты в прокуратуре Хабаровского района является принесение протестов, поскольку помимо выявленных коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах присутствуют иные нарушения законодательства.
Статистика надзорной деятельности прокуратуры имеет следующую картину:
- в 2017 году прокуратурой изучено 1037 нормативных правовых актов, из которых в 11 актах выявлено 15 коррупциогенных фактора (внесено 2 требования, принесено 9 протестов);
- в 2018 году прокуратурой изучено 1023 нормативных правовых акта, из которых в 27 актах выявлено 58 коррупциогенных факторов (внесено 2 требования, принесено 25 протестов);
- в 2019 году прокуратурой изучено 716 нормативных правовых актов, из которых в 30 актах выявлено 55 коррупциогенных фактора (принесено 30 протестов).
Как следует из приведенных показателей, динамика выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах ежегодно возрастает.
Так, в 2019 году в муниципальных нормативных правовых актах выявлялись коррупциогенные факторы в виде:
- установления обременительного требования, выявлено 19 корфакторов – как правило, допускается в административных регламентах;
Например, при установлении требования приложить к заявлению о предоставлении муниципальной услуги документов, не предусмотренных законодательством.
- юридико-лингвистической неопределенности нормы выявлено 19 корфакторов – как правило, в виде установления категории оценочного характера
Например, в норме Положения о порядке рассмотрения обращений граждан установлено, что в случае если обращение, по мнению исполнителя, направлено не по принадлежности, он в двухдневный срок возвращает его в администрацию поселения.
- принятия нормативного правового акта за пределами компетенции выявлено 10 корфакторов
- широты дискреционных полномочий выявлено 3 корфактора.
Как правило, допускается также в административных регламентах в виде неопределенности сроков исполнения муниципальной услуги, отсутствия полной регламентации административных процедур.
Как решать проблему искоренения из нормативных правовых актов коррупционных факторов?
Полагаю, основной формой является исключение на проектной стадии, при разработке нормативного правового акта, возможных коррупциогенных факторов.
Соответственно, прежде чем принять нормативный правовой акт органом местного самоуправления, необходимо чтоб он прошел проверку в самом органе местного самоуправления и прокуратуре района.